— Расскажите, пожалуйста, про обои, которые многим запоминаются как характерная черта музея?
— К примеру, Кабинет Марии Александровны на 1 этаже оклеен обоями с рисунком цветущего каштана. Этот интерьер изображён на акварели Эдуарда Гау. По ней подрядчик разрабатывал рисунок, и заказывались обои.
Со вторым этажом сложнее. Первый этаж уже дети и внуки Александра II считали мемориальным, ничего в нём не меняли. Небольшое количество предметов, которое появилось во времена Александра III и Николая II, в советский период совсем убрали, чтобы экспозиция была только об Александре II. На втором же этаже отделка помещений и их назначение постоянно менялись: Зелёный кабинет Александра II стал учебной цесаревича Николая, а затем его сестры Марии, в 1880-е годы во дворце останавливался великий князь Сергей Александрович с супругой, а затем, вплоть до Первой Мировой войны, эти комнаты занимала Ксения Александровна с семьей. Во время перестройки Нижней дачи, в течение двух лет, здесь жил Николай II с Александрой Фёдоровной. Сохранились всего два цветных изображения второго этажа – это кабинеты Александра II, которые существовали во дворце до устройства знаменитого Синего кабинета. И несколько фотографий Белой гостиной из семейных архивов Ксении Александровны. И всё, больше не от чего отталкиваться.
Но, на счастье, нашлись обои – на своих местах, в интерьерах, под внешними "слоями" более поздних. Художники-реставраторы снимали их и закрепляли на специальных листах с нумерацией и подписями, чтобы не перепутать, из какого интерьера фрагмент. Потом по ним разрабатывался рисунок для обоев первого и второго этажа.