о правилах "прочтения" садов и парков
«Очевидное и невероятное» регулярного сада XVIII века
Олеся Олеговна Чайникова, заместитель начальника службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта, посвятила свой рассказ садово-парковому искусству, его особенностям, идеологии и эстетике, обратившись в качестве "наглядного пособия" к истории и устройству петергофского Верхнего сада.
Искусство регулярного сада представляет собой особый вид архитектуры и решает задачи "территории как в плановом, так и в объемном отношении" . Архитектура – это искусство создания человеком его комфортного, эстетически привлекательного окружения, в случае садово-паркового искусства – превращение природы в особый "зелёный интерьер", "зелёную архитектуру", в которой также выражается некая философия, эстетическое представление о мире, отношение к природе.
Е.В.Шервинский. Проблема освоения наследия садово-паркового искусства архитектуры // Проблемы садово-парковой архитектуры: Сб.статей под общей редакцией комиссии в составе М.П.Коржева, Л.Б. Лунц, А.Я.Карра и М.И. Прохоровой. М., 1936.
Совершенно очевидным для многих являются основные составляющие так называемой "зелёной архитектуры": фонтаны, скульптура, архитектурные сооружения, пруды, гроты, беседки, разнообразное растительное окружение. Но для большинства посетителей исторических садов и парков по-настоящему невероятная задача понять "философско-эстетические" представления о мире создателей этой "зелёной архитектуры": прочитать скрытую символику, схемы, значения "эстетического климата" и идейных течений прошедших эпох, на которые садово-парковое искусство всегда откликалось очень остро. Скульптура, тематика фонтанов, деревья, посаженные в честь исторических персонажей, аллеи и пруды, посвященные героям – все составляющие сада "говорят" с нами знаками каких-то важных событий или просто излюбленных сюжетов.
Скульптура, тематика фонтанов, деревья, посаженные в честь исторических персонажей, аллеи и пруды, посвященные героям – все составляющие сада "говорят" с нами знаками каких-то важных событий или просто излюбленных сюжетов.
Ограниченность садового искусства, выраженная пределами жизни деревьев, постепенно и неизбежно приводит к утрате связи времён, утрате истории изменений эстетических представлений – к утрате родства садов с поэзией, с которой они всегда были тесно связаны. Очевидность сегодняшнего дня сводит деление садов и парков на регулярные, признав за образец французские сады, и нерегулярные – "пейзажные" сады, в которых почти не ищут различий или особенностей, даже национальных. Проблему отличия садов в наиболее характерные периоды их развития, расцвета и изменения рассматривают междисциплинарные исследования истории, искусства, архитектуры, философии, культуры и прочих наук.
Верхний и Нижний сады в Петергофе. Фиксационный план. Чертеж И. Браунштейна, 1716 г. ГЭ ОР-516
Рассмотрим особенности, в том числе очевидные, регулярного сада XVIII века – петергофского Верхнего сада, с кратким экскурсом в историю вопроса. Сад строился по замыслам Петра I подобно французскому Версалю. По наброскам царя архитекторы И. Браунштейн, позже – генерал-архитектор Ж.-Б. Леблон разрабатывали планы, садовые мастера Л. Гарнихфельт и А. Борисов осуществляли разбивку сада, инженер-гидравлик В. Туволков – придумывал фонтанные системы.
Верхний сад на плане Сент-Илера. 1775 г. Архив ГМЗ "Петергоф" ПДМП 4618-1 ар., фрагмент
Одной из определяющих особенностей садово-паркового искусства является то, что развитие стилей в садах и парках не происходит резко или кардинально: во-первых, деревья не растут быстро, а во-вторых, площадь садов, как правило, "стабильна", связана с уже существующими на ней строениями и с трудом поддается перестройке. То есть новый стиль не возникает "рядом", старые сады перестраиваются с сохранением старовозрастных деревьев, прежней планировки, существующих построек. Исторические планы Верхнего сада наглядно демонстрируют динамику развития сада, но без кардинальных изменений его объемно-планировочной структуры.

Смена эпох и, как следствие, хозяев, их быта, жизненного уклада диктовали характер перестройки сада. Именно эти особенности не позволяют даже думать о полном восстановлении сада на ту или иную дату, особенно дату его закладки: невозможно собрать сотни садовников для обслуживания, восстановить утраченные здания и сооружения, представления о природе, характерные той или иной эпохе и воздействовавшие на посетителей и их эстетическое восприятие сада, а также побуждавшие собирать в саду всякие "редкости", которые в современном мире таковыми уже не являются. Ведь сегодня выращивание и разведение различных редких растений (редких на период XVIII и даже XIX веков) в эстетических целях может показаться неуместным чудачеством. Но исключить этот факт из истории садов и парков нельзя. Поэтому полностью воссоздать сад в эстетическом, познавательно-идеологическом аспекте "своей" эпохи просто невозможно. С другой стороны, сад – живой организм, созданный человеком и природой, он живет и изменяется согласно условиям времени, его нельзя музеефицировать, как любой архитектурный объект.
Верхний сад ГМЗ "Петергоф". Май 2020
К списку "невероятностей" стоит добавить умаление издавна существующих плодово-ягодных садов, которые признавались "утилитарными", не имеющими ценности и просто не воссоздавались наравне с аптекарскими или кухонными огородами. Хотя из этого вытекает следующая особенность регулярного сада – его обязательное удовлетворение всем человеческим чувствам: зрению (эстетические характеристики сада), вкусу (плодово-ягодные культуры), слуху (шум воды – фонтаны или музыкальные площадки, сцены), обонянию (душистые травы, цветы), ощущениям (умиротворение, веселье, отдых, наслаждение).

Так в Верхнем саду зрительное удовлетворение достигалось за счёт перспективы и открывающихся эффектных видов сада, позволяющих восхититься многообразием парковых элементов, витиеватыми рисунками цветочных партеров и общим величием дворцово-паркового ансамбля. Строгие геометрические формы, их чёткая последовательность и упорядоченность, симметрия планировочной структуры с центральной осью относительно фасада Большого дворца возвышали человеческий разум над природным естеством.
Верхний сад ГМЗ "Петергоф". Сентябрь 2012
При этом невероятная экспрессия барочных орнаментов партеров была чётко и строго регламентирована шагом посадки деревьев и кустарников, их породным составом, формой стрижки, местом расположения в общем плане.

Цветочные партеры восхищают своими витиеватыми волютами и узорными элементами, будто вырезанными скальпелем, не допускающими ни одной лишней веточки или цветочка, которые бы выбивались или нарушали эту живую картину. Здесь обнаруживается историческая особенность французских регулярных садов. "Кружевные партеры" (parterres de broderie) являлись продолжением богатого барочного убранства интерьеров дворцов, располагались вблизи здания и позволяли любоваться ими как с улицы, так и из окон здания.
Аксонометрический план Сент-Илера, 1772 г. Архив ГМЗ "Петергоф". ПДМП 4618-3, фрагмент
Геопластика Верхнего сада также подчеркивала невероятный скачок в развитии отечественного садово-паркового искусства того периода. Наглядное доказательство тому – буленгрины и рабатки центрального партера наряду с барочным орнаментом цветников.

Также как и в архитектуре зданий, строгая подчинённость регулярного сада формирует всё его пространство, разделяя на отдельные "кабинеты" со своим убранством. Здесь встречаются цветочные ковры партеров, скульптурное убранство "коридоров", "залы" со стенами из живой изгороди под открытым небом – боскеты, тихие и порой интимные зоны отдыха – уютные навесы трельяжей, берсо и беседок, умиротворяющий вид водных зеркал прудов, аллегорические скульптуры фонтанов.

Верхний сад, как и многие регулярные сады, в свое время явился уникальной площадкой для демонстрации новейших достижений науки, которые также разнообразили "наполнение" сада и подчеркнули его богатство. Водоподводящая система фонтанов дворцово-паркового ансамбля, создание сложной гидравлической системы, обеспечивающей фонтаны водой, и сегодня является отдельной главой в истории Петергофа.
Другой важной и очевидной для многих особенностью регулярного сада является его "отношение" к симметрии: она постоянно нарушается, все сады симметричны не до конца, придавая саду невероятную привлекательность, великолепие и разнообразие.
Каждый элемент Верхнего сада доказывает его идеальное соответствие классическим канонам: так некогда существовавший оперный театр "нарушал" симметрию сада, но при этом удовлетворял слух притязательных гостей высшего общества.
Разнообразие и привлекательность садов также достигалась устройством лабиринтов, которые изначально символизировали сложную и запутанную жизнь человека – "участки сада, прорезанные хитро сплетенным рисунком дорожек с одним или немногими выходами". Лабиринты Верхнего сада озорно спрятаны за живой изгородью боскетов "Круглые городки". Необходимо отметить, что при Петре I лабиринты носили не только увеселительный характер, когда гостей заставляли самостоятельно выбираться из них, но и просветительский – их украшали скульптурами персонажей из басен Лафонтена. Таким образом регулярные сады и парки XVIII века – это строго упорядоченные, аккуратно геометрические сады эпохи барокко, которые служили привилегированному обществу местом увеселительным, но в то же время романтически-поэтическим, позволяющим увлекательно проводить время на свежем воздухе.
Курбатов В.Я. Сады и парки: История и теория садового искусств. Пг., 1916. С. 19
Наиболее характерно о регулярном саде высказался Ф. Бэкон, по сути, приравняв его к Эдему как "самое чистое из всех человеческих наслаждений". Он утверждал, что в нем должна быть "вечная весна", которая достигается регулярной сменой цветения и плодоношения растений, характерных для определенной местности в определённые периоды и эпохи. Эта естественная очевидность также подтверждает изменчивый характер сада, ведь границы эстетической организованности и хозяйственного огорода – другими словами, красивое и полезное – в каждую эпоху различны, как и само их понимание.
Бэкон Ф. О садах // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 453-454
Верхний сад ГМЗ "Петергоф". Май 2020
Сегодня Верхний сад сохраняет свою историческую эстетическую организованность исключительно за счет невероятных усилий сотрудников садово-паркового отдела ГМЗ "Петергоф". "Зелёный материал" в большей части уже достиг и частично приближается к своему вековому сроку жизни, но и он не вечен. Так эстетическое и биологическое состояние большей части плодовых деревьев сада уже не позволяет достигать "вечной весны".

Поддержание главной особенности Верхнего сада, заключающейся в назначении и многообразии "зелёного материала", характерного для каждой эпохи, сегодня уже из разряда "невероятного". Сад совершенно очевидно нуждался в реставрации и обновлении, чтобы остаться нашим Эдемом, удовлетворяющим все чувства современного посетителя.
Осмелюсь заметить, что в данной статье не ставится цель подробно разбирать какие-либо произведения, а лишь побудить читателя и подсказать ему отдельные правила "чтения" этого искусства.
Made on
Tilda