Разговор с хранителем
Последние "штрихи" к реставрации Екатерининского корпуса
Ольга Александровна Холоднова, хранитель музейных предметов, рассказывает о том, как проходила двухлетняя комплексная реставрация Екатерининского корпуса и какие сюрпризы нас ждут после его открытия в 2021 году.
Ольга Александровна, расскажите почему так остро была необходима реставрация Екатерининского корпуса?
— Основная проблема здания была в отсутствии гидроизоляции и большой сырости из-за этого: влага шла и из подвалов, и из чердака, кровля обветшала и начала протекать. Проблемы памятника накапливались долго. После войны в 1950-х отреставрировали фасады и сделали кровлю, а к остальной реставрации приступили только в конце 70-х, причём чердак утеплили плохо. Об этом составили акты, но до реставрации "руки не дошли". В начале 2000-х несколько интерьеров закрывали на косметическую реставрацию: из-за грибка от стен буквально отваливалась штукатурка. Тогда же последний раз реставрировали мастичные люстры. Комплексную реставрацию здания начали только сейчас — в 2019 году.
Какие первоочередные работы были выполнены?
— На первом этапе провели гидроизоляцию фундаментов, по старинной технологии вокруг здания устроили "глиняный замок": несколько слоёв голубой глины, утрамбованной в траншеи, будут мешать сырости подниматься по стенам. Далее полностью заменили паркет, чтобы проверить состояние чёрных полов, укрепить их и чтобы восстановить исторические породы дерева, что не получилось сделать в 80-е годы. Так вместо дуба, берёзы и красного дерева, в Екатерининский корпус "вернутся" морёный дуб и тик. Во время проведения этих работ в подвале обнаружили фрагмент исторической булыжной выстилки, по образцу которой будет воссоздано покрытие в подвалах.
Какие проблемные места, помимо фундамента, были у здания?

— С самого XIX века были проблемы с крыльцами, они постоянно разъезжались, их разбирали, после войны из-за отсутствия материала для их реставрации использовали битый кирпич. И когда в этот раз реставраторы разбирали крыльцо со стороны восточного фасада, то на открывшейся стене обнаружили настоящий цвет стен архитектора Франческо Растрелли! Он сохранился благодаря тому, что с этой стороны крыльцо пристраивали позже, в 1755 году, когда фасад был уже выкрашен. Так впервые нашлось подтверждение, что изначально здание было жёлтого цвета – в архивных материалах указана только зелёная кровля Екатерининского корпуса. Кстати, "растреллиевский" жёлтый чуть более тёмный, чем мы привыкли видеть ранее.
Затронула ли реставрация декоративные элементы фасадов?
— С реставрацией капителей связана почти "детективная" история. Дело в том, что капители, как и решетки для крыльца, Растрелли заимствовал у других зданий. Кованые железные решетки сняли с балконов домов Рагузинского-Владиславича и Апраксина на набережной Невы, которые разбирали для строительства нового Зимнего дворца. Часть капителей также переместили с других зданий, возможно, также с домов сподвижников Петра I. Деревянные капители, составленные из дуба петровского времени и из лиственницы времен Растрелли, – самые ценные фрагменты декора. Их не снимали ни в одну из реставраций здания. Только в этом году мы демонтировали 8 капителей и обнаружили очень плохую сохранность: дерево практически превратилось в труху. Поэтому новые капители вырезали по петровской технологии, из дуба, а старые направили в фонды. Под одной из капителей нашли полустёртую, еле заметную надпись красным карандашом, сделанную каким-то мастером или подмастерье, по которой понятно, что капитель установили в 1755 году.
Расскажите, пожалуйста, о реставрационных находках в интерьерах.
— На стенах Зелёной приемной удалось найти фрагмент оригинальных росписей начала XIX века, которые мы считали утраченными после войны – маску льва и шлем в окружении пальметт. Также как и портрет юноши в венке из винограда, созданный в середине XVIII века. Он был закрыт другими росписями в начале XIX века, а теперь его раскрыли для экспозиции. Кроме того в Зелёной приемной будет заново воссоздан оригинальный барельеф "Сбор винограда детьми" по проекту Кваренги. В конце 80-х по предложению директора Сан-Суси, Потсдам, Германия, Петергофу подарили гипсовую копию барельефа схожей тематики из королевского дворца. Только сейчас появилась возможность воссоздать барельеф в мраморе, используя очень чёткую фотографию, сохранившуюся с 1930-х. По словам скульптора-реставратора Игоря Васюкова оригинальный рисунок Кваренги более сложный и живописный, чем версия Сан-Суси.
— Вы упомянули "растреллиевский" цвет фасадов, будут ли изменения в окраске интерьеров?
— Во-первых, у нас поменялся цвет Подогревальни, который после войны был выкрашен в грязно-розовый. Мы восстановили последний точно известный цвет конца XIX века – светло-жёлтый. Теперь Подогревальня не выбивается из "анфиладности": во всех залах удалось добиться связного цвета. Синий цвет в Гостиной стал чуть мягче, более приближенным к историческому. В Угловой гостиной по описанию восстановили "фисташковые стены с серым оттенком". Чтобы добиться точного цвета, все краски для интерьеров подбирались и смешивались вручную. Шероховатая, неровная фактура стен – в интерьерах и на фасадах – также была сохранена.
Какие работы ещё предстоит завершить в интерьерах до возвращения предметов из Царицыно?
— После завершения реставрации нам предстоит развесить мастичные люстры и массивные зеркала в позолоченных рамах, но только после того как проверим крюки и крепления.
В залах Екатерининского корпуса появятся новые, очень красивые портьеры. До этого с 80-х годов висели временные портьеры с типовым печатным рисунком. В Жёлтом зале и Зелёной приёмной они будут особенными: специально для нас их выткали в Москве, вручную на ткацких станках XIX века. И даже нити красились вручную! Отдельно по иконографическому материалу подбирали тип портьер. Вместо французских штор будут развешены австрийские: именно такие шторы в Спальне Александра I в Екатерининском дворце Царского Села изобразила на рисунке дочь Николая I, Александра Николаевна.
Также к открытию после реставрации в музее появится современная входная зона, которую адаптируют для людей с ограниченными возможностями. Мы уже подобрали множество интересной информации, связанной с приёмами в этом дворце, с кулинарными пристрастиями Российских императоров и императриц. Так что нам точно будет чем удивить гостей на открытии в следующем году!
Made on
Tilda