интервью
Почетные реставраторы
Пять вопросов начальнику службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта Юлии Александровне Рожковой и главному архитектору Сергею Анатольевичу Павлову
22 сентября в Смольном состоялась 12-я ежегодная церемония награждения знаком Правительства Санкт-Петербурга "Почетный реставратор". Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов вручил награду 26 лауреатам, среди награжденных наши коллеги - главный архитектор С.А. Павлов и начальник службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта Ю.А. Павлова. Представляем короткие анкеты-интервью с нашими героями.
Юлия Александровна Рожкова
начальник службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ "Петергоф"
Под руководством Юлии Александровны были выполнены реставрационные работы в Большом петергофском дворце, отреставрирован пьедестал и фонтан "Самсон", Флигель-адъютантский дом, Марлинский пруд и Марлинский вал, каскад "Золотая гора", дворец "Монплезир" и Банный корпус и многие другие объекты культурного наследия.
— Когда и почему Вы выбрали именно эту профессию?
— Наверное, правильнее будет сказать, что меня привели в эту профессию. После окончания Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа в 1997 году я год работала мастером в строительной компании, занимающейся ремонтами и отделочными работами. В 1998 устроилась в организацию, где недавно образовался "фасадный участок", который занимался ремонтно-реставрационными работами на зданиях в исторической части города. Меня "взяла под крыло" начальник участка Голубева Людмила Михайловна. Она учила названиям каждого архитектурного элемента на фасаде, составлению дефектных ведомостей и смет, вплоть до технологической последовательности видов работ и организации реставрационного процесса на объекте. Это было очень интересно. Хотелось уловить и запомнить каждое слово. Людмила Михайловна рассказывала о тонкостях каждого этапа реставрации, каждого элемента. Много времени провела на ярусах лесов, хотелось понять: как, что и в какой последовательности. Смотрела как работают на объекте бригады – монтажники, кровельщики, каменщики, плотники, штукатуры, маляры, лепщики, позолотчики. Очень повезло учиться у настоящих реставраторов старой школы. Как красиво они работали: все движения отработаны, уверены – и по завершении получается такая красота. Её так много вокруг, по всему городу. Все объекты – настоящие шедевры архитектуры. Принимать участие в сохранении и реставрации красоты – это очень приятно.
— Что Вы считаете самым сложным в Вашей работе?
— Самое сложное – это всё предусмотреть заранее. Каждый объект уникален и везде выявляются какие-то тонкости и особенности, которые невозможно узнать до начала работ. Особенно если объект – действующий музей или административное здание. После начала реставрационных работ, при вскрытии конструкций и деталей часто возникает необходимость уточнить уже имеющиеся проектные решения. Самым дефицитным ресурсом в этой ситуации становится время.
— С какими трудностями в работе Вы столкнулись в этом году в связи с пандемией?
— Конечно, это трудности, связанные с удаленным режимом работы. Наших сотрудников, подрядных и государственных организаций, с которыми мы взаимодействуем при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Не всегда удавалось оперативно решать возникающие вопросы.
— Расскажите про находки во время реставрации Екатерининского корпуса.
— На западном фасаде Екатерининского корпуса обнаружены несколько деревянных резных капителей коринфского ордера. Под одной из них на поверхности кирпичной кладки оказалась карандашная надпись XVIII века, относящаяся к периоду постройки здания. Надпись законсервирована. Деревянные исторические капители передаются хранителям. Ещё при реставрации фундамента западного фасада в грунте обнаружили известняковый фрагмент балюстрады Дворца "Монплезир". Его тоже передают на хранение.
— Что для Вас "формула счастья"?
— Уметь делать что-то, что приносит пользу, делать это хорошо и получать от этого удовольствие.
Сергей Анатольевич Павлов
главный архитектор ГМЗ "Петергоф"
Среди проектов реставрации, выполненных Сергеем Анатольевичем, храм-усыпальница Иоанна Кронштадского, Собор Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка (Троицкий собор), Дворцовые конюшни в Петергофе, интерьер Церковного павильона Большого Меншиковского дворца.
— Насколько в Вашей работе помогает интуиция, помимо знаний и опыта?
— Безусловно, помогает интуиция, которая как раз и слагается из знаний и опыта!
— Какие чувства Вы испытываете, зная, что в свое время архитекторами Петергофа были Растрелли, Ринальди, Бенуа?
— Конечно, смешанные! А если серьезно, то перед нами стоят разные задачи. Причём изменение смыслов деятельности от Браунштейна и Леблона к тому же Бенуа заключалось в том, что каждому последующему приходилось все больше сохранять, а не строить. Таким образом, я уже практически чистый консерватор.
— Какие чувства Вы испытываете, зная, что в свое время архитекторами Петергофа были Растрелли, Ринальди, Бенуа?
— Конечно, смешанные! А если серьезно, то перед нами стоят разные задачи. Причём изменение смыслов деятельности от Браунштейна и Леблона к тому же Бенуа заключалось в том, что каждому последующему приходилось все больше сохранять, а не строить. Таким образом, я уже практически чистый консерватор.
— Если бы была такая возможность, хотели бы Вы что-нибудь построить на территории музея-заповедника "Петергоф"?
— Читайте 73-ФЗ: "любое новое строительство на территории объекта культурного наследия федерального значения категорически запрещено". А так... открытое хранение скульптуры и Яхт-клуб в Купеческой гавани.
— Есть ли у Вас любимая постройка среди памятников ГМЗ "Петергоф"?
— Китайский дворец в Ораниенбауме и Вольеры в Петергофе. Вопрос "почему?" мне странен, но если отвечать, то это три невероятных по подлинности и сохранности объекта...
— Творчество каких современных архитекторов Вам нравится?
— Про соотечественников умолчу, чтобы никого не обидеть, хотя есть очень сильные. А так, в первую очередь, Peter Zumtor, Sou Fujimoto, Renzo Piano и т.д.
Made on
Tilda